Стартер ваз 2101: где находится, как снять, замена
Ремонт: стартер ВАЗ 2101 — руководство к действию
- 1 Неисправности стартера
- 2 Замена стартера
- 2.1 Разборка и диагностика
- 2.2 Ремонт
- 2.3 Сборка
- 2.4 Установка
Стартер ВАЗ 2101 (общий вид)
Если «копейка» перестала заводиться, то одной из причин этого может быть поломка стартера. В этой статье написана инструкция того, как своими руками осуществить ремонт этого устройства.
Также в помощь автолюбителям представлены некоторые фотографии.
Итак, приступим:
- Неисправности стартера;
- Ремонт стартера:
- Установка.
Немного диагностики. Если при проворачивании ключа зажигания стартер издает щелчок и больше ничего не происходит, то проблема во втягивающем цилиндре.
Его можно отремонтировать самому, можно приобрести новый и установить его.
Также неисправностью втягивающего цилиндра может быть вызван треск из стартера, при попытке завести двигатель. Обратите внимание на эти моменты.
Неисправности стартера
Совет! Перед ремонтом желательно иметь необходимый инструмент. Отвертки, ключи гаечные, небольшой ножик для зачистки, а также смазку, наждачную бумагу.
Стартер на ВАЗ 2101 может иметь достаточно много неисправностей
Вот несколько из них:
- вал стартера не вращается;
- вращается, но не входит в зацепление в маховиком;
- ничего не происходит при повороте ключа зажигания;
- якорь вращается слишком медленно;
- шестерня стартера не высвобождается из зацепления с маховиком.
На ВАЗ 2101 ремонт стартера – процесс не сложный и дальше представлена инструкция по разборке и ремонту.
Замена стартера
Разборка и диагностика
Итак, перед нами ВАЗ 2101, стартер, ремонт которого и будет осуществляться. Далее по пунктам процесс осуществления снятия стартера с автомобиля.
Обратите внимание. При снятии стартера заранее отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Это поможет избежать замыканий в случае контакта ключа, которым снимается стартер, с корпусом автомобиля.
Забрызгайте WD-40 крепежные болты стартера – их будет значительно легче откручивать.
- Первым делом снимите воздушный фильтр с карбюратора автомобиля. Это делается для удобства. Открутите болты его крепления и снимите его.
Совет! На автомобиле ВАЗ 2101 есть одна интересная особенность. Снятию ремонтируемого устройства, т.е. стартера, могут мешать «штаны».
Учитывая это, предварительно лучше взять ключ и открутить 4 гайки крепления. Отпустите «штаны» и вам будет удобнее снимать стартер.
- Далее необходимо ключом открутить гайки крепления стартера к блоку двигателя.
- После послабления гаек отодвиньте стартер немного вперед и отсоедините провода, приходящие к нему. Запомните их расположение. Еще лучше, если есть возможность их сфотографировать.
- Затем, после выполнения этого всего, извлеките стартер.
После того, как стартер снят с двигателя, осуществляем его разборку в следующем порядке.
Совет! При разборке стартера подготовьте маленькую коробочку для того, чтобы складывать туда все детали, так как они мелкие и их легко потерять.
- Первым делом осуществляем снятие втягивающего цилиндра. Для начала отсоединяем провод, открутив гайку на контактном болту.
Накрутите гайку и шайбы обратно на болт, чтобы не потерять. - Далее откручиваем отверткой три винта крепления цилиндра к стартеру. Снимаем втягивающий, вынимаем пружину.
Теперь снимаем якорь – подтяните его вверх, выведите из зацепления и извлеките.
- Следующий шаг – снятие защитного кожуха стартера. Отверткой выкручиваем два крепежных винта и снимаем кожух.
- Потом откручиваем два болта стяжных. Снимаем крышку с корпуса стартера.
- Выворачиваем винты, которыми крепится обмотки стартера от пластин щеткодержателя.
- Затем следует снять трубку изолирующую.
- Разъединяем крышку со стороны коллектора с корпусом стартера.
- Вынимаем перемычку обмоток стартера из щеткодержателя и извлекаем щетки стартера. Щетки извлекаем отверткой.
- Заднюю втулку выпрессовываем, используя наставку нужного размера.
- Далее вынимаем шплинт рычага привода и его ось. Используем отвертку.
- После снятия резиновой заглушки привод стартера выводится из зацепления с муфтой и снимается.
- Следом за тем извлекаем рычаг привода стартера.
- Снимаем шайбу и стопорное кольцо. Будь осторожны – кольцо можно легко потерять.
- Затем снимается муфта привода с вала якоря стартера.
- Последний этап – выпрессовка передней втулки из крышки стартера.
На фото — стартер в разборе
Стартер разобран, все детали сложены и не потеряны. Теперь можно приступать к диагностике, ремонту и замене необходимых деталей.
Проверьте следующие моменты на момент износа:
- Щетки. Их высота должна быть не менее 12 мм на этом автомобиле. Используйте штанген-циркуль для замера. Если щетки стерлись – их придется заменить.
- Внешним осмотром проверяется обмотка стартера. Не должно быть следов обгорания.
- Якорь стартера должен быть целым, не должен иметь деформаций, сколов.
- Если на стартере вы обнаружили трещину – это плохой знак. Стартер лучше заменить.
- Муфта не должна быть изношена. Зубья целые и все на месте.
- Рассмотрите «пятаки» втягивающего цилиндра. Они должны иметь хороший контакт.
- Если при включении стартера, он вращается, но не вращает маховик, то причиной тому поломка шестерни («бендикса»). Следует его заменить.
- Если издается щелчок и стартер не реагирует дальше при попытке пуска двигателя, то ремонту или замене подлежит втягивающий цилиндр.
- Посадочное место вала должно иметь соответствующий диаметр. Якорь стартера не должен иметь значительный люфт.
Обратите внимание! Желательно при ремонте стартера зачистить мелкой наждачкой поверхность якоря, промыть коллектор.
А также – важно! – смазать подшипники, посадочное место якоря, шестерню привода. Тогда гораздо меньше вероятности в износе стартера.
Итак, все необходимые запчасти поменяны (благо на них цена не большая), контакты зачищены, все, что необходимо смазать, смазано. Стартер готов к сборке и установке.
Собрать стартер своими руками немного сложнее, чем разобрать, но это возможно. Порядок сборки, как обычно, обратный порядку разборки.
Поэтому не будем приводить полный перечень того, что за чем делать, а обратим внимание лишь на некоторые моменты:
- При установке стопорного кольца на якорь стартера будьте внимательны. Если оно улетит, то обязательно смотрите куда!
Найти его бывает очень сложно. - Не перепутайте местами щетки стартера. Кажется, что это сделать невозможно, но бывали случаи, поверьте.
- Тщательно затягивайте все винты крепления, но будьте осторожны – резьбу на них легко сорвать. Желательно все винты смазывать для того, чтобы в следующий раз было легче разбирать.
Стартер полностью собран, осталось только установить его на автомобиль.
Совет! При установке, а точнее затяжке болтов крепления стартера к двигателю затягивайте болты постепенно, чтобы избежать перекоса стартера.
- Установите стартер, закрепите его стяжными болтами к двигателю.
- Установите обратно «штаны» выхлопной системы.
- Установите воздушный фильтр.
- Подключите аккумуляторную батарею.
На этом ремонт стартера завершен. Не теряйте из виду советы из данной статьи, просмотрите вспомогательные видео, следуйте инструкциям и ваш стартер будет служить вам долго верой и правдой!
Стартер — снятие и установка
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту»).
2. Отсоединяем провод от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. «Аккумуляторная батарея — снятие и установка»).
3. Снизу автомобиля торцовым ключом на 10 мм с удлинителем отворачиваем нижний болт крепления щитка стартера.
4. Торцовым ключом на 13 мм с удлинителем и карданом отворачиваем три болта крепления стартера к картеру сцепления и сдвигаем стартер вперед.
5. Отсоединяем от корпуса воздушного фильтра шланг воздухозаборника теплого воздуха (см. «Корпус воздушного фильтра — снятие и установка») и снимаем воздухозаборник теплого воздуха с воздуховодом (см. «Прокладки впускного трубопровода и выпускного коллектора — замена»).
6. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления щитка стартера и снимаем щиток.
7. Отсоединяем провод от вывода «50» тягового реле.
8. Накидным ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода, соединяющего стартер с положительным выводом аккумуляторной батареи, и снимаем наконечник с контактного болта.
9. Вынимаем стартер со стороны перегородки моторного отсека.
Установка стартера выполняется в обратной последовательности.
Ремонт: стартер ВАЗ 2101 — руководство к действию
Стартер ВАЗ 2101 (общий вид)
Если «копейка» перестала заводиться, то одной из причин этого может быть поломка стартера. В этой статье написана инструкция того, как своими руками осуществить ремонт этого устройства.
Также в помощь автолюбителям представлены некоторые фотографии.
Итак, приступим:
- Неисправности стартера;
- Ремонт стартера:
- Разборка и диагностика;
- Ремонт;
- Сборка.
- Установка.
Немного диагностики. Если при проворачивании ключа зажигания стартер издает щелчок и больше ничего не происходит, то проблема во втягивающем цилиндре.
Его можно отремонтировать самому, можно приобрести новый и установить его.
Также неисправностью втягивающего цилиндра может быть вызван треск из стартера, при попытке завести двигатель. Обратите внимание на эти моменты.
Неисправности стартера
Совет! Перед ремонтом желательно иметь необходимый инструмент. Отвертки, ключи гаечные, небольшой ножик для зачистки, а также смазку, наждачную бумагу.
Стартер на ВАЗ 2101 может иметь достаточно много неисправностей
Вот несколько из них:
- вал стартера не вращается;
- вращается, но не входит в зацепление в маховиком;
- ничего не происходит при повороте ключа зажигания;
- якорь вращается слишком медленно;
- шестерня стартера не высвобождается из зацепления с маховиком.
На ВАЗ 2101 ремонт стартера – процесс не сложный и дальше представлена инструкция по разборке и ремонту.
Замена стартера
Разборка и диагностика
Итак, перед нами ВАЗ 2101, стартер, ремонт которого и будет осуществляться. Далее по пунктам процесс осуществления снятия стартера с автомобиля.
Обратите внимание. При снятии стартера заранее отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Это поможет избежать замыканий в случае контакта ключа, которым снимается стартер, с корпусом автомобиля.
Забрызгайте WD-40 крепежные болты стартера – их будет значительно легче откручивать.
- Первым делом снимите воздушный фильтр с карбюратора автомобиля. Это делается для удобства. Открутите болты его крепления и снимите его.
Совет! На автомобиле ВАЗ 2101 есть одна интересная особенность. Снятию ремонтируемого устройства, т.е. стартера, могут мешать «штаны».
Учитывая это, предварительно лучше взять ключ и открутить 4 гайки крепления. Отпустите «штаны» и вам будет удобнее снимать стартер.
- Далее необходимо ключом открутить гайки крепления стартера к блоку двигателя.
- После послабления гаек отодвиньте стартер немного вперед и отсоедините провода, приходящие к нему. Запомните их расположение. Еще лучше, если есть возможность их сфотографировать.
- Затем, после выполнения этого всего, извлеките стартер.
После того, как стартер снят с двигателя, осуществляем его разборку в следующем порядке.
Совет! При разборке стартера подготовьте маленькую коробочку для того, чтобы складывать туда все детали, так как они мелкие и их легко потерять.
- Первым делом осуществляем снятие втягивающего цилиндра. Для начала отсоединяем провод, открутив гайку на контактном болту.
Накрутите гайку и шайбы обратно на болт, чтобы не потерять. - Далее откручиваем отверткой три винта крепления цилиндра к стартеру. Снимаем втягивающий, вынимаем пружину.
Теперь снимаем якорь – подтяните его вверх, выведите из зацепления и извлеките.
- Следующий шаг – снятие защитного кожуха стартера. Отверткой выкручиваем два крепежных винта и снимаем кожух.
- Потом откручиваем два болта стяжных. Снимаем крышку с корпуса стартера.
- Выворачиваем винты, которыми крепится обмотки стартера от пластин щеткодержателя.
- Затем следует снять трубку изолирующую.
- Разъединяем крышку со стороны коллектора с корпусом стартера.
- Вынимаем перемычку обмоток стартера из щеткодержателя и извлекаем щетки стартера. Щетки извлекаем отверткой.
- Заднюю втулку выпрессовываем, используя наставку нужного размера.
- Далее вынимаем шплинт рычага привода и его ось. Используем отвертку.
- После снятия резиновой заглушки привод стартера выводится из зацепления с муфтой и снимается.
- Следом за тем извлекаем рычаг привода стартера.
- Снимаем шайбу и стопорное кольцо. Будь осторожны – кольцо можно легко потерять.
- Затем снимается муфта привода с вала якоря стартера.
- Последний этап – выпрессовка передней втулки из крышки стартера.
На фото — стартер в разборе
Стартер разобран, все детали сложены и не потеряны. Теперь можно приступать к диагностике, ремонту и замене необходимых деталей.
Проверьте следующие моменты на момент износа:
- Щетки. Их высота должна быть не менее 12 мм на этом автомобиле. Используйте штанген-циркуль для замера. Если щетки стерлись – их придется заменить.
- Внешним осмотром проверяется обмотка стартера. Не должно быть следов обгорания.
- Якорь стартера должен быть целым, не должен иметь деформаций, сколов.
- Если на стартере вы обнаружили трещину – это плохой знак. Стартер лучше заменить.
- Муфта не должна быть изношена. Зубья целые и все на месте.
- Рассмотрите «пятаки» втягивающего цилиндра. Они должны иметь хороший контакт.
- Если при включении стартера, он вращается, но не вращает маховик, то причиной тому поломка шестерни («бендикса»). Следует его заменить.
- Если издается щелчок и стартер не реагирует дальше при попытке пуска двигателя, то ремонту или замене подлежит втягивающий цилиндр.
- Посадочное место вала должно иметь соответствующий диаметр. Якорь стартера не должен иметь значительный люфт.
Обратите внимание! Желательно при ремонте стартера зачистить мелкой наждачкой поверхность якоря, промыть коллектор.
А также – важно! – смазать подшипники, посадочное место якоря, шестерню привода. Тогда гораздо меньше вероятности в износе стартера.
Итак, все необходимые запчасти поменяны (благо на них цена не большая), контакты зачищены, все, что необходимо смазать, смазано. Стартер готов к сборке и установке.
Собрать стартер своими руками немного сложнее, чем разобрать, но это возможно. Порядок сборки, как обычно, обратный порядку разборки.
Поэтому не будем приводить полный перечень того, что за чем делать, а обратим внимание лишь на некоторые моменты:
- При установке стопорного кольца на якорь стартера будьте внимательны. Если оно улетит, то обязательно смотрите куда!
Найти его бывает очень сложно. - Не перепутайте местами щетки стартера. Кажется, что это сделать невозможно, но бывали случаи, поверьте.
- Тщательно затягивайте все винты крепления, но будьте осторожны – резьбу на них легко сорвать. Желательно все винты смазывать для того, чтобы в следующий раз было легче разбирать.
Стартер полностью собран, осталось только установить его на автомобиль.
Совет! При установке, а точнее затяжке болтов крепления стартера к двигателю затягивайте болты постепенно, чтобы избежать перекоса стартера.
- Установите стартер, закрепите его стяжными болтами к двигателю.
- Установите обратно «штаны» выхлопной системы.
- Установите воздушный фильтр.
- Подключите аккумуляторную батарею.
На этом ремонт стартера завершен. Не теряйте из виду советы из данной статьи, просмотрите вспомогательные видео, следуйте инструкциям и ваш стартер будет служить вам долго верой и правдой!
Замена стартера на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать!
Стартер – как никак но без него было бы трудно, потому что если данного агрегата не будет, то кто тогда будет заводить машину. Конечно можно выйти из машины, чуть её толкнуть включить скорость и она заведётся, но зачем такие трудности нужны? Поэтому и был придуман стартер, благодаря котором автомобиль можно будет завести лишь от прокрутки личинки замка зажигания. Но со временем данный агрегат выходит из строя и поэтому его приходиться менять на новый, но о том как его заменить знает не каждый, и поэтому мы специально для вас подготовили инструкцию в картинках, по замене стартера на автомобилях «Классического» семейства.
Примечание!
Для замены вам нужно будет запастись: Основным набором гаечных ключей «на 10» и «на 13», а так же вам нужно будет ещё взять с собой отвёртку, головку «на 10» и удлинитель для данной головки!
Краткое содержание:
Когда нужно менять стартер?
Его нужно менять, если:
- Он стал очень плохо крутиться и в связи с этим он по долгу стал заводить двигатель у автомобиля. (В данном случае стартер так же можно будет починить, о том как починить его смотрите в статье под названием: «Ремонт стартера на ВАЗ»)
- А так же его нужно менять, если он вообще перестал заводить двигатель у автомобиля и тем самым ремонту он уже тоже не подлежит.
Как заменить стартер на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание!
Обязательно прежде чем начинать заменять данный агрегат, убедитесь что его работоспособность не связана с другими причинами, допустим разрядилась аккумуляторная батарея, или же окислились её клемы, или же проводка которая идёт на стартер не исправна!
А так же ещё учтите тот факт, то что замену стартера нужно осуществлять на смотровой канаве, а иначе его будет неудобно и очень проблематично снять с автомобиля!
Снятие:
1) Для начала ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг подвода теплого воздуха к корпусу воздушного фильтра.
2) Затем ослабьте затяжку хомута, который крепит шланг уже к самому воздухозаборнику.
3) И после чего снимите данный шланг с двигателя автомобиля.
4) Следом ослабьте нижнюю гайку, которая крепит воздухозаборник.
5) Далее отверните уже верхнюю гайку, которая крепит этот же самый воздухозаборник.
6) И после чего снимите данный воздухозаборник с двигателя автомобиля.
7) Теперь отверните обе гайки, которые крепят теплоизоляционный щиток к двигателю.
8) И после чего воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой, отверните оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя. (О том как отвернуть оставшийся болт, который крепит теплоизоляционный щиток к кронштейну, см. в самом низу статьи в рубрике «Для новичков!»)
9) После отворачивания болта, снимите теплоизоляционный щиток с двигателя.
10) Далее отверните нижний болт, который крепит стартер.
11) После чего отверните оставшиеся два верхних болта, которые так же крепят стартер.
12) Сдвинув стартер немножко вперед…(Продолжение в пункте 13)
13) Отсоедините колодку проводов от вывода тягового реле стартера на стартере.
14) Затем отверните гайку, которая крепит провод, к верхнему контакту тягового реле.
15) И после чего отсоедините провод от верхнего контакта, а так же снимите при этом болт с гайкой которые этот контакт удерживали.
16) Далее снимите стартер с двигателя автомобиля.
Установка:
1) Установка нового стартера осуществляется в обратном порядке снятию.
Важно!
1) Перед началом работы отсоедините «минусовую» клему, от аккумулятора! (О том как отсоединить данную клему, см. в статье: «Про аккумулятор»)
Для новичков!
Вопрос: Как отвернуть болт крепления теплоизоляционного щитка, к кронштейну правой опоры двигателя
Ответ: Воспользовавшись удлинителем совместным с торцевой головкой «2», отверните болт «1» крепления теплоизоляционный щиток к кронштейну правой опоры двигателя.
Дополнительный видео-ролик:
Чтобы более подробно понять то как нужно заменять стартер, посмотрите интересный видео-ролик в котором процесс замены будет подробно описан:
Стартер ВАЗ 2101
Стартер ВАЗ 2101 – это одна из самых проблемных деталей данной модели автомобиля.
Нужно отметить, что проверить его состояние самостоятельно, без посторонней помощи будет затруднительно при отсутствии смотровой ямы либо подъемника. Существует множество причин по которым устройство может не справляться со своей работой.
Причины выхода из строя стартера на ВАЗ 2101 и способы решения проблем
Если в один из дней вы сели за руль своего автомобиля и не смогли его завести – скорее всего дело в том, что не крутит стартер. Причин подобного «поведения» может быть множество. Далеко не всегда проблема кроется в самом устройстве:
- слабый заряд аккумуляторной батареи;
- плохой контакт в местах соединения силовых проводов.
Важно отметить, что для того, чтобы бендикс стартера крутился, требуется напряжение не ниже 11.0 В минимум. Если аккумуляторная батарея не может поддерживать в момент запуска такую величину – то машина просто не заведется. Как следствие – куда-либо поехать просто не получится. Если двигатель не завелся, то в первую очередь нужно проверить наличие напряжения на клеммах АКБ.
Если оно в норме – необходимо убедиться в его наличии на приходящих проводах. Сделать это можно с помощью мультиметра. При наличии напряжения, отсутствии обрыва проблема может быть в электрической части стартера:
- не работает втягивающее реле;
- вышли из строя угольные щетки.
Проверить реле можно не снимая сам стартер. Достаточно будет лишь замкнуть контакты напрямую. Сделать это можно с помощью отвертки либо проводка в изоляции с оголенными контактами. После замыкания контактов реле обязательно должно щелкать – это говорит о его срабатывании. Если подобные звуки отсутствуют – то реле просто вышло из строя. Ремонтировать его не имеет смысла, необходимо просто осуществить замену.
Ещё одна частая проблема – вышли из строя угольные щетки, короткое замыкание обмотки статора. Но определить эти неисправности можно лишь после снятия стартера с автомобиля. Как и механические неисправности:
- вышел из строя бендикс;
- изношены подшипники;
- сломана вилка стартера.
Основным рабочим механизмом стартера является именно бендикс. Он соединяет маховик двигателя и вал стартера – что позволяет передать вращающий момент. Сам бендикс представляет собой вал с шестерней на конце. Именно её шлицы и входят в зацепление. С течением времени они изнашиваются. Разрешить ситуацию можно только путем замены бендикса.
Износ подшипников – также одна из частых проблем. Проверить их состояние можно не вынимая. Достаточно на снятом стартере попробовать прокрутить вал. Если он вращается с усилием либо его вовсе заклинило – то подшипники однозначно требуется поменять. Вал стартера должен обязательно вращаться свободно, без приложения каких-либо усилий.
При длительной интенсивной эксплуатации автомобиля часто выходит из строя вилка. Разобраться где находится этот компонент – не составит труда. Нужно снять стартер, разобрать его. Это позволит определить все имеющиеся в нем проблемы, какие имеются неполадки. В некоторых случаях даже понадобится специальный сденд.
Оригинальные детали и их аналоги: что лучше
В некоторых случаях осуществлять ремонт стартера на ВАЗ 2101 просто нецелесообразно. Проще сразу приобрести новый. Важно помнить: все детали делятся на две основные группы – оригинальные и аналоги. Как правило, оригинальные детали на порядок более качественные и имеют больший ресурс. Но в случае с ВАЗ 2108 существует множество качественных аналогов.
Они по своему ресурсу, многих других параметрам не уступают оригинальным компонентам. Но именно многообразие часто становится причиной возникновения проблем. Стартеры, изготовленные из аналогов, могут иметь корпус большего размера. Что вызывает некоторые сложности при установке на посадочное место либо вовсе делают её невозможным.